Если вы посмотрите на любое предприятие нефтегазовой отрасли, будь то нефтедобывающая платформа, НПЗ и нефтехимический комплекс, то без труда заметите одну деталь, которая привлекает внимание, и не только специалистов, — это сложная сеть трубопроводов. Трубопровод используется для транспортировки различных технологических сред от одного оборудования к другому, и особенно важны трубопроводные системы на заводах по переработке нефти (НПЗ) — это место, где выполняется ряд важных технологических операций, способствующих превращению сырья в конечный продукт. Взаимосвязанные трубы и компоненты труб (фитинги и трубопроводная арматура) используются для транспортировки сырья, промежуточного продукта и конечного продукта в нужное место.
Теперь коснёмся классификации труб и подробно поговорим о тех, которые используются в нефтегазовой сфере. На данный момент (по крайней мере, в России) более популярны металлические трубы. Основываясь на способе изготовления, металлические трубы в основном подразделяют на две категории бесшовные и сварные, причём для малых и средних размеров используются, как правило, бесшовные трубы, тогда как для больших диаметров более экономичны сварные трубы. Сварные трубы также классифицируются по способу сварки. Существует несколько основных способов сварки труб: электросварка, газовая, диффузная, но важнее всего различие по наличию швов (дуговая и бесшовная). Также по типу швов различают металлические трубы с прямыми и спиральными швами: трубы с прямым швом также известны в западной терминологии как L-SAW. Труба среднего диаметра обычно имеет одинарный шов, а большого диаметра — двойной. Однако всё чаще для транспортировки нефти и газа используются и полимерные трубы — получается, что нефть перекачивают по трубам, из неё же и сделанных (точнее — из её производных). Впрочем, в российских условиях применение пластиков для транспортировки нефти и газа — скорее исключение, поскольку официальная документация это не одобряет. Кстати, о документах.
Ещё на этапе проектирования указывается не только определённый материал трубопровода, но также тип компонентов (фитингов, фланцевых соединений, трубопроводной арматуры) и их номинальные характеристики. Особое внимание обращается на трубопроводную арматуру, чётко прописываются типы клапанов, которые должны быть использованы, способ их соединения и материал уплотнения. Разумеется, необходимо заранее просчитать давление в системе, поскольку при выполнении разных технологических операций давление может существенно различаться, а для разных жидкостей и газов нужно учитывать ещё и химическую стойкость материалов труб к этим средам. И конечно, не стоит забывать и про термостойкость, поскольку, опять же, технологические процессы осуществляются при разных температурах. Таким образом, классы трубопроводов были разработаны с учётом рабочего давления, температуры, агрессивности среды и диаметра.
Так, по рабочему давлению различают 2 класса: I класс трубопроводов рассчитан на эксплуатацию при рабочем давлении от 2,5 до 10,0 МПа, а II класс на эксплуатацию при давлении от 1,2 до 2,5 МПа, и, кстати, именно здесь и могут (а на западе успешно применяются) пластиковые трубопроводы — в частности, полиэтиленовые (HDPE). Кроме того, нефтепроводы подразделяются на 4 класса по диаметру: I — от 1000 до 1200 мм, II — от 500 до 1000 мм, III — от 300 до 500 мм и IV — 300 мм и меньше. Магистральные нефтепроводы любого диаметра могут быть изготовлены и из пластика, но при условии, что рабочее давление в них не будет превышать 2,5 МПа (то есть PN25, если ориентироваться на западную маркировку труб, прижившуюся и у нас). В следующей главе расскажем о других особенностях трубопроводов, используемых для транспортировки нефти и газа.
Для получения более полной информации, надо обратиться к нашим специалистам по телефону
+7 (495) 268-0242, или почте info@nomitech.ru, они окажут помощь в подборе необходимого оборудования, которое будет соответствовать вашим требованиям как в части технических характеристик, так и в ценовом плане.