В системах, использующих фиксированные закупочные тарифы, или fixed feed-in tariffs, производители электроэнергии получают определенную установленную цену за каждый киловатт-час, поставленный ими в сеть. Она вычисляется, как разность между существующим и прогнозируемым уровнем тарифов на электроэнергию и будущей рыночной ее ценой.
Цена за такую электроэнергию равномерно распределяется между всеми потребителями, в том числе и теми, кто использует электроэнергию из традиционных источников. И чем выше уровень фиксированной закупочной цены, тем успешнее она используется, что доказано эффективностью ее применения в Дании, Испании и Германии. Эта система на данный момент довольно широко распространена в странах Европы и мира. Преимуществом таких систем является простота в использовании и планировании, кроме того, несмотря на отсутствие формальных обязательств, компании, занимающиеся распределением энергии, закупают все ее количество, произведенное альтернативным путем, что в основной степени и определяет успех функционирования fixed feed-in tariffs систем.
В общих чертах повторяет систему фиксированных закупочных тарифов и установление премий сверх рыночной цены. При таком способе компенсации устанавливается не фиксированная цена на киловатт-час, произведенный при использовании возобновляемых источников энергии, а на его цену, определяемую рынком, устанавливается определенная надбавка в виде премии, нивелирующая преимущества энергетики, использующей атомные и природные невозобновляемые ресурсы. При таком способе цена на «зеленый» киловатт-час является более предсказуемой, чем в предыдущей системе, но в отношении потребителей полная цена определяется уровнем развития и технологий альтернативной энергетики.
"Зеленые" сертификаты за использование альтернативной энергии
К другим системам государственной стимуляции, построенным на установлении квот на электроэнергию, произведенную альтернативным путем, относятся системы, торговли сертификатами и проводимых тендеров. При торговле «зелеными» сертификатами теоретически правительство должно устанавливать определенные и неуклонно растущие количества энергии, производимой «зеленым» путем, или же определять ее минимально допустимое количество в общем энергетическом балансе страны. Эти обязательства могут накладываться как на оптовых и розничных продавцов электроэнергии, так и ее потребителей, обязанных произвести, или же потребить определенное квотированное количество энергии, произведенное альтернативным путем, с предоставлением в определенный срок «зеленых» сертификатов, служащих этому подтверждением.
Происхождение «зеленых сертификатов» определяется одним из трех возможных путей их получения. Во-первых, можно быть непосредственным производителем электроэнергии от возобновляемого источника, во-вторых, можно приобрести эти сертификаты от другого генератора, а в-третьих, приобрести их у брокера или владельца генератора. Это ведет к тому, что при возрастании квот растет и спрос на «зеленые» сертификаты. Так как они первоначально выдаются производителям энергии от возобновляемых источников при условии ее генерации и поставке в общую сеть, то при превышении спроса на них над предложением, цена их растет. Это, в свою очередь, стимулирует инвестиции в «зеленую» энергетику и продолжается до тех пор, пока стоимость сертификатов соответствует вложениям в новые мощности альтернативных источников. Но при этом следует разделять электроэнергию, полученную при использовании разных источников возобновляемого сырья, так как затраты на ветроэнергетику, фотоэлектричество и биотопливо различны и требуют разного подхода к формированию их цены. Поэтому, на практике, эта система регулируются одновременно как рынком зеленых сертификатов, так и электроэнергии, что вызывает диссонанс между потребителями и производителями.
Владельцам генераторов «зеленой» электроэнергии предпочтительнее заключать долгосрочные контракты, в то время как потребителям, к которым в первую очередь относятся электрораспределительные компании, выгодны краткосрочные обязательства. Поэтому, непостоянные цены на «зеленые» сертификаты представляют определенные сложности в прогнозировании финансовых потоков, касающихся рентабельности использования генераторов энергии, работающих от возобновляемых источников сырья, чем фиксированные государственные цены на это вид энергии. Кроме того, различия в затратах на ввод новых мощностей от разных источников возобновляемого энергетического сырья предполагают введение определенного коэффициента для более дорогостоящих проектов. Но это является достаточно сложным делом, так как не позволяет в полной мере оценить и определить пропорциональность затрат на производство одного киловатт-часа в зависимости от вида возобновляемого энергетического сырья. Кроме того, вероятное удешевление производства в более высоко оцененной в зеленой сертификации технологии может привести к торможению развития более дешевых, но оцениваемых в низкой пропорции способов получения «зеленой» электроэнергии. Поэтому применение такой системы требует постоянного пересмотра ожидаемой оценки стоимости киловатт-часа, полученного тем, или иным технологическим путем. Следует учитывать и политические риски, связанные с недостаточной правильностью подобной оценки и связанными с этим экономическими преференциями. Система тендерного квотирования в настоящее время в большинстве стран уже утратила свою актуальность.
Но, несмотря на разницу в подходе к формированию цены в разных системах государственного стимулирования, их эффективность определяется применением сопутствующих развитию альтернативной энергетики мер, к которым относятся предоставление доступа к общим сетям снабжения электроэнергией и практически полное устранение административных барьеров при введении в действие новых мощностей.
Для получения более полной информации, надо обратиться к нашим специалистам по телефону
+7 (495) 268-0242, или почте info@nomitech.ru, они окажут помощь в подборе необходимого оборудования, которое будет соответствовать вашим требованиям как в части технических характеристик, так и в ценовом плане.