Договорные отношения между заказчиками и подрядчиками подразумевают, что различные обязанности по окончательному установлению качества системы труб могут быть распределены не всегда понятным образом. Качество гораздо проще обеспечить в заводских ситуациях при производстве пластиков и труб, чем при постоянно меняющейся ситуации на отдельной площадке. Ответственность за качество может быть назначена только путем тщательной подготовки контракта, и она должна проходить через все этапы цепочки поставок.
Надлежащая практика требует наличия соответствующих спецификаций и стандартов, а также служб тестирования и инспекции для их реализации. Практический опыт подсказывает, что только принятие формальных, строго применяемых процедур обеспечения качества может обеспечить выживание стандартов качества на конкурентном по стоимости рынке. Было два разных, но одинаково успешных прецедента для внедрения обеспечения качества в Европе. В Великобритании и Франции крупные газовые и водопроводные компании смогли создать корпоративные стандарты, которые в этих странах стали повсеместно применяться посредством договоров купли-продажи в рамках отношений между заказчиком и подрядчиком и поставщиками труб. В Германии из-за распространения коммунальных услуг, которые обеспечивали поставщики газа и воды, местные власти оказались недостаточно влиятельными, чтобы навязывать корпоративные стандарты. Вместо этого договорные отношения с более крупными компаниями-поставщиками труб поддерживались стандартами, установленными третьими сторонами, такими как немецкая DVGW, при поддержке независимых испытательных компаний.
Эти модели торговли в настоящее время изменяются в результате либерализации рынка, вызванной расширением ЕС. Национальные монополии распадаются на конкурентоспособные компании, принадлежащие свободному рынку, а местная власть уступает место более крупным компаниям свободного рынка. В то же время корпоративные и национальные стандарты, которые служили торговым отношениям, заменяются европейскими (ISO) стандартами и директивами ЕС. На момент написания статьи эти изменения всё ещё продолжаются, и отношения между контрактами на покупку и поставку и процедурами обеспечения качества сохраняют некоторые гибридные характеристики старых и новых систем, причём особенно это актуально для России, где полноценное нормативное законодательство по пластикам не выработано до сих пор, а на некоторые ранние материалы действуют ещё советские нормы.
Однако представляется вероятным, что сочетание стандартов ГОСТ и стандартов ISO, когда они будут полностью установлены, обеспечит прочную основу для справедливой торговли и урегулирования споров в условиях российского рынка. Оценка долгосрочной долговечности полиэтиленовых, полипропиленовых и ПВХ труб путем испытаний в соответствии с авторитетными стандартами является важной частью любой программы обеспечения качества. Методы минимизации затрат при производстве труб, такие как введение более дешевых базовых смол и экструзия труб с чрезмерно высокой скоростью, могут обеспечивать рынок трубами с правильными видимыми размерами и хорошей прочностью и жесткостью, но, что менее очевидно, с плохой устойчивостью к медленному росту трещин и склонностью к быстрому образованию и распространению трещин. Хотя труба может иметь хорошие кратковременные механические свойства, она может иметь значительный риск преждевременного разрушения.
Следовательно, в интересах инвесторов и операторов, осуществляющих контроль за работой трубопровода, а также для защиты поставщиков труб хорошего качества от компаний, предлагающих более низкую стоимость, но сомнительное качества, режимы обеспечения качества должны устанавливаться и поддерживаться на протяжении всего контракта на поставку труб. В основе таких схем обеспечения качества лежит график испытаний труб, который квалифицирует трубу и поддерживает качество продукции. Ряд различных органов по стандартизации рассмотрели эти требования, и в настоящее время формируется широкая база в системе стандартизации. Стандартные испытания для контроля производства обычно проводятся в собственных лабораториях поставщиков труб, но такие испытания и первоначальные квалификационные испытания должны сопровождаться дополнительными оценками в независимом испытательном центре. Помимо наличия соответствующего персонала и оборудования, важно, чтобы испытательный центр работал в соответствии со своими стандартами качества в рассматриваемой отрасли.
Это означает регулярное техническое обслуживание и калибровку испытательного оборудования, предпочтительно по процедуре независимой оценки, и работу в координации с клиентами для осуществления контроля качества в соответствии со стандартами ISO 9000 и ISO 9001. Даже после производства, транспортировки и доставки на площадку существует ответственность за поддержание качества, и это относится к более сложным задачам, связанным с соединением труб, их укладкой в грунт и обратной засыпкой. Процедуры на площадке должны соответствовать согласованным графикам с использованием утверждённого оборудования и добросовестного, квалифицированного труда. Большая часть технологий эксплуатации и монтажа в индустрии пластиковых труб описана обширной литературой стандартов и спецификаций. Наличие соответствующих спецификаций качества материалов и конструкций является важным аспектом договорных обязательств и торговых отношений между покупателями и поставщиками.
Стандарты также способствуют взаимозаменяемости и совместимости продуктов из разных источников, что особенно важно, когда трубы могут потребовать расширения или модификации через много лет после монтажа. Важность стандартов в торговых отношениях была признана в Европейском Союзе и Международной организацией по стандартизации (ISO), которой было поручено заменить большое разнообразие национальных стандартов и стандартов компаний единым общеевропейским сводом стандартов. Эта инициатива также сочетается с ещё более амбициозной целью улучшения и объединения технических результатов Международной организации по стандартизации. На момент написания документов и пересмотров ISO (конец 1990-х — начало 2000-х гг.), касающихся пластиковых труб, они всё ещё находились в стадии разработки. Однако они достигли уровня важности и «удобства использования», что в целом позволяло им уже тогда заменить большинство существующих национальных стандартов или стандартов компаний. Поэтому мы посчитали целесообразным подробно рассмотреть некоторые стандарты ISO, касающиеся обеспечения качества пластиковых труб, и кое-что ещё будет рассмотрено дальше.
Для получения более полной информации, надо обратиться к нашим специалистам по телефону
+7 (495) 268-0242, или почте info@nomitech.ru, они окажут помощь в подборе необходимого оборудования, которое будет соответствовать вашим требованиям как в части технических характеристик, так и в ценовом плане.