Несмотря на то, что преимущества шаровых кранов достаточно очевидны, на некоторых предприятиях по-прежнему продолжают использовать клиновые задвижки, мотивируя это следующими причинами.
Как считают некоторые инженеры на предприятиях, задвижка, выполненная из стали, будто бы надёжнее шарового крана, и с её помощью можно осуществлять регулирование потока среды.
Однако же инженеры ведущих компаний по производству трубопроводной арматуры заявляют весьма категорично: клиновые задвижки ни в коем случае не предназначены для регулирования потока среды, в отличие от тех же шаровых кранов.
Типы регулирующей трубопроводной арматуры
Сравнение различных типов регулирующей арматуры
Практика показывает, что при использовании задвижек в качестве регулирующей арматуры, последние достаточно быстро выходят из строя, переставая удерживать поток среды в закрытом состоянии, то есть не выполняют уже даже своей непосредственной функции.
При этом отметим, что речь идёт именно о стальных задвижках, так как чугун здесь можно даже не рассматривать. Дело в том, что чугунная ТПА чрезвычайно требовательна к условиям эксплуатации.
Продолжая разговор о задвижках, отметим, что, хотя задвижки до сих пор и являются наиболее распространённым типом ТПА на различных трубопроводах, тем не менее, в последнее время наблюдается тенденция к замене задвижек на шаровые краны во многих системах.
И это неудивительно:
Кроме того, конструкция задвижки не обеспечивает хорошей герметичности, причём, это касается практически всех элементов: как самого затвора, так и корпуса. Далее заметим, что клиновые задвижки обладают изрядным весом и солидными габаритами, а также часто ломаются, что приводит к регулярному возникновению аварийных ситуаций.
Задвижки: достоинства и недостатки
Сравнение шаровых кранов и клиновых задвижек
Шаровые краны в сравнении с клиновыми задвижками представляют собой более новый тип запорной ТПА, хотя конструкции шарового крана уже более ста лет. Из названия нетрудно понять, что основной запорный элемент в этих кранах имеет форму шара.
На практике же такая конструкция показывает себя с гораздо более выгодной стороны, чем задвижка.
Также отметим, что современные шаровые краны значительно более герметичны, чем клиновые задвижки. Всё дело в том, что производителям удалось решить проблему, которая была ахиллесовой пятой всех шаровых кранов прошлого (недостаточную герметичность), при помощи современных материалов.
Седло современного шарового крана изготавливается из полимерных композиций, а не из металла, как это было раньше. Кроме того, такое решение позволило попутно и значительно облегчить управление краном, так как теперь не приходится прилагать значительных усилий для изменения положения запорного элемента.
Следующей особенностью шаровых кранов является компактная конструкция, что также выгодно отличает шаровой кран от клиновой задвижки. Особенно это касается систем жилищно-коммунального хозяйства, однако и в достаточно крупных трубопроводах шаровые краны по габаритам значительно выигрывают у клиновых задвижек.
Что же касается системы управления данной ТПА, то шаровые краны могут управляться гидро-, пневмо- или электроприводом. Особо стоит отметить управление шаровыми кранами в газопроводных системах, где сама среда осуществляет управление пневматическим приводом крана.
Осталось добавить, что на данный момент производители предлагают шаровые краны, выполненные из сталей, чугуна, латуни и пр. материалов.
Однако латунные краны нельзя использовать в системах, где температура среды превышает +100 градусов. Также они не слишком хорошо себя показывают и при отрицательных температурах. Кроме того, латунные шаровые краны выполняются небольшими по диаметру (обычно не более 80 мм).
Ну а стальной шаровой кран справится даже с температурой +200 градусов, будет он работать и при -50 градусах Цельсия, что делает его незаменимым в системах перекачивания сред в условиях севера. Также к преимуществам стальной арматуры отнесём и увеличенный диаметр проходного отверстия (до 300 мм в стандартном исполнении и до 500 мм по спецзаказу).
Шаровой кран стальной (на газ, полнопроходной, фланцевый, POLIX, серия KPA-G, DP VX PX, Dn15, Pn16) |
Шаровой кран чугунный (на газ, полнопроходной, POLIX, серия KPC-G, DP VX PB, Dn25, Pn16) | |
|
В следующей статье читайте о сравнении этих двух видов трубопроводной арматуры. Если у вас есть практический опыт, который дополняет информация или противоречит ей, оставляйте комментарии, они будут полезны не только нам.
По поводу приобретения шаровых кранов вы можете позвонить нам по телефону 8 (495) 268-0-242, или же отправить сообщение по электронной почте info@nomitech.ru. Оставляйте сообщения и комментарии, ответим вам на короткие вопросы!