"Зеленый тариф" - законодательство и нормативные акты
Технические решения для промышленности
Технические решения для промышленности
Технологии

"Зеленый тариф" - законодательство и нормативные акты в отношении использования альтернативных источников энергии, работающих на биологическом сырье

28 мая 2014
"Зеленый тариф" - законодательство и нормативные акты в отношении использования альтернативных источников энергии, работающих на биологическом сырье
Автор
Автор статьи: Ольга Борисова
В настоящей статье мы представляем Вашему вниманию анализ законодательной базы и нормативной документации по использованию и преференциям для альтернативных источников энергии, работающих на биологическом сырье.

"Зеленый тариф" - причина запуска программы

В последние годы стала усугубляться ситуация вокруг использования природных энергетических ресурсов, что связано с их ограниченностью и изменениями в биосфере, которые влечет за собой все более интенсивное их использование, случившееся благодаря мощному рывку технологий и непрекращающемуся росту промышленного производства, особенно бурному с середины 20 века. Также стали видны последствия необдуманного и неумеренного потребления невозобновляемого энергетического сырья, что и привело к необходимости перехода на альтернативные источники. В связи с большими запасами природных ресурсов, служащих традиционными источниками энергии, в России решению этой проблемы до последнего времени уделялось значительно меньше внимания, чем в других странах. Но, начиная с 2007 года, в законодательстве в этом направлении были сделаны первые шаги, которые сейчас часто понимают как стратегию стимулирования выработки "зеленой электроэнергии" или применения "зеленых тарифов".
Это касается изменений от 04.11.2007г., внесенных в Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г., в которых были впервые зафиксировано понятие «возобновляемые источники» и названы входящие в эту категорию источники энергетического сырья. Далее были приняты:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2008 года № 426 «О квалификации генерирующего объекта на основе возобновляемых источников энергии».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 года № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» с изменениями, внесенными в него Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 года № 116.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 года № 116 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и признании утратившим силу подпункта «Б» пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 года № 449».
"Зеленый тариф" - законодательство и нормативные акты в отношении использования альтернативных источников энергии, работающих на биологическом сырье

Определение объектов вырабатывающих электроэнергию, подходящих под программу "Зеленый тариф"

Согласно этим нормативным актам, определяются условия, по которым выбираются те объекты, генерирующие энергию от возобновляемых источников энергии, что имеют право на поддержку государства, то есть использования "зеленого тарифа". Основным условием, которое прослеживается во всех этих документах, является функционирование объекта, генерирующего электрическую энергию, с использованием только источников возобновляемого энергосырья, или же комбинирования их с традиционными сырьевыми компонентами. Следует отметить, что в Постановлении Правительства РФ № 116 от 17.02. 2014 г. в Приложении № 5 указываются «Категории квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии», в которых в пунктах 8 -10 упоминаются генерирующие объекты, функционирующие на основе использования:

  • биомассы, включая специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива:
  • биогаза;
  • газа, выделяемого отходами производства и потребления на свалках таких отходов.
То есть, в этом Постановлении к возобновляемым источникам энергии, к которым ранее относились только энергия солнца, ветра и воды, были добавлены также биотопливо и биогаз, выделяемые в процессах очистки сточной воды и переработки отходов органического происхождения. Поэтому, к ним так же, после признания квалифицированными объектами применяются преференции, указанные «Правилах определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 449 от 28.05.2013г. именно эти цены и называют "зеленым тарифом".

Для того, чтобы согласно изменениям, внесенным Постановлением РФ № 116 от 17.02.2014г., генерирующий объект, работающий на биосырье, был признан квалифицированным, по пункту 3, подпункту «д», он должен функционировать в режиме комбинированного использования различных видов топлива, один, или более из которых имеет биологическое происхождение, в соответствии с пунктами Приложения № 5. Остальные требования, предъявляемые к таким объектам, касаются:

  • их обязательной эксплуатации, то есть они не должны быть выведены в ремонт, или выведены из эксплуатации;
  • они должны быть присоеднены к электрическим сетям сетевой организации;
  • эти объекты, если они являются объектами оптового рынка, должны быть оснащены приборами учета объемов производства и потребления электрической энергии, согласно «Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности», которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 1172 от 27.12.2010г.;
  • для объектов розничного рынка средства измерения должны соответствовать требованиям «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением РФ № 442 от 04.05.2012г.;
  • каждый генерирующий объект должен быть оснащен собственными средствами учета производства и потребления электрической энергии;
  • этот генерирующий объект должен быть включен в схему и программу перспективного развития электроэнергетики субъекта РФ, на территории которого он располагается.

Список документов, регулирующих альтернативные источники электроэнергии

К другим документам, регулирующим работу альтернативных источников энергии, работающих на сырье биологического происхождения, относятся

  • ГОСТ Р 52808-2007 «Нетрадиционные технологии. Энергетика биоотходов. Термины и определения», утвержденный и введенный в действие Приказом № 424-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г.,
  • а так же ГОСТ Р 53790-2010 «Нетрадиционные технологии. Энергетика биоотходов. Общие технические требования к биогазовым установкам», утвержденный и введенный в действие Приказом № 84-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2010 г.

В первом из них стандартизированы термины и определения, касающиеся производства и использования биологического сырья, а так же указаны некоторые из них, не допустимые к применению.

Второй ГОСТ устанавливает единый стандарт для всех биогазовых установок, используемых на территории Российской Федерации.

"Зеленый тариф" - законодательство и нормативные акты в отношении использования альтернативных источников энергии, работающих на биологическом сырье
Такая законодательная и нормативная активность в отношении стандартизации и введения преференций для источников энергии, использующих биологическое сырье и отходы органического происхождения, связана с прогнозируемым увеличением потребления энергии к тридцатым годам 21 века на шестьдесят, а к сороковым – на все сто процентов от количества, потребляемого на сегодняшний день. Так же этот момент связан и с возрастанием роли обеспечения экологической безопасности, так как использование биотоплива предполагает практически полную утилизацию отходов многих производств, что само по себе может быть хорошим бизнесом для предприятия, имеющего у себя в наличии большое количество отходов.

Для получения более полной информации, надо обратиться к нашим специалистам по телефону
+7 (495) 268-0242, или почте info@nomitech.ru, они окажут помощь в подборе необходимого оборудования, которое будет соответствовать вашим требованиям как в части технических характеристик, так и в ценовом плане.

вернуться назад