Автор статьи:
Александр Костромицкий
Различия (основные виды) между клапанами и задвижками можно представить в виде нескольких пунктов:
- различное направление передвижения запорного органа относительно потока среды: параллельное у клапанов и перпендикулярное у задвижек, что делает сами клапаны и их уплотнительные поверхности более износостойкими и позволяет легче управлять затвором клапана;
- симметричная конструкция задвижки позволяет монтировать её в любом направлении по отношению к потоку среды, клапан же устанавливается только в одном направлении относительно движения потока среды;
- клапаны и задвижки имеют разное гидравлическое сопротивление — у задвижек оно небольшое, а вот у клапанов весьма значительно;
- клапаны, в отличие от задвижек, могут использоваться при работе с любыми средами, так как обеспечивают более высокую герметичность соединения — в том числе и за счёт сильфонных уплотнений;
- клапаны более ремонтопригодны и проще в обслуживании, чем задвижки;
- клапаны, как правило, непригодны для использования в трубопроводах большого диаметра;
- клапаны обладают меньшими массогабаритными характеристиками, что даёт возможность их установки в труднодоступных местах трубопроводной системы;
- клапаны могут использовать в качестве запорной, регулирующей и запорно-регулирующей ТПА, задвижки — только в качестве запорной.
Разумеется, вышеуказанные различия не могут не сказываться на сферах применения клапанов и задвижек, о чём мы и поговорим ниже более подробно.